Новости кино


Архив интервью...>
Троицкий
 
ДРУГИЕ ИНТЕРВЬЮ

Архив интервью...>


2003/12/20

Пожалуй, нет в российской журналистике персонажа более известного, авторитетного и неоднозначного, чем Артемий Троицкий. Написав свой первый критический материал более тридцати лет назад, он продолжает рецензировать все, что попадается ему на глаза - не скрывая усталости от привычной рутинной работы и при этом непостижимым образом избегая банальностей и самоповторов. Перечисление его официальных и неофициальных регалий заняло бы пару газетных полос. Теле- и радиопрограммы, Интернет-проекты, книги, издательский бизнес, преподавательская работа, промоутерская деятельность - Троицкий успевает везде. Но главное, что отличает Артемия от абсолютного большинства коллег, - его умение успевать не торопясь. В то время как среднестатистический музыкальный обозреватель, роняя пену, мечется между своим компьютером и окрестными пресс-конференциями, Троицкий смешивает себе мартини. Или проводит кастинг моделей для русского \"Playboy\". Или осеняет своим присутствием какое-нибудь сомнительное ток-шоу. И неизменно оказывается в эпицентре событий, по крайней мере, так кажется со стороны.

Одолеваемый зевотой и комплексами, я направляюсь в \"Gung\'ю\'баzz\" - мэтр назначил интервью на восемь утра, чтобы совместить общение с просмотром очередного этапа \"Формулы-1\". Должно быть, Троицкий догадывается о том, что я чувствую себя несколько неуверенно, поскольку улыбается в высшей степени ободряюще: \"Здравствуйте. Меня зовут Артемий\".

- Как вы думаете, журналистская объективность существует или это - миф, абстракция?

- Я считаю, что единственный тип журналистской объективности, который возможен, - это искреннее желание самого журналиста быть объективным. С другой стороны, субъективности избежать невозможно, даже если журналист и очень этого хочет. Даже если он не хочет высказывать своего мнения, он так или иначе делает свой анализ, по-своему препарирует информацию. Абсолютной объективности быть не может в любом случае.

- А можно ли в этой связи сказать, что чем более образован, подготовлен, искушен журналист, тем меньше у него шансов быть объективным? Я не говорю о таких понятиях, как предвзятость или ангажированность. Просто если ты рецензируешь альбом хорошо знакомого исполнителя, ты сравниваешь его с предыдущим, учитываешь, в какой студии его записывали, какие события на него (исполнителя) повлияли и т. п.

- Это зависит от индивидуального стиля журналиста, от устройства его мозгов. Если говорить обо мне лично, да, я давно в этой кастрюле уже варюсь. И если я рецензирую пластинку или пишу о концерте, я, естественно, не могу уже абстрагироваться от всего того, что было раньше. Но я вполне допускаю, что могут быть взгляды абсолютно иного плана. И может быть, рецензию напишет кто-то, кто мало что знает, и может быть, у такого журналиста получится даже интереснее и живее.

- Случалось ли вам в процессе написания рецензии придумывать какую-нибудь удачную фразу, в угоду которой вы меняли и тон текста, и оценку альбома?

- Да, я могу сказать, что это происходит очень часто. Ради красного словца я вообще меняю все - от начала до конца. Написание статьи, если это в кайф, а не какая-нибудь автопилотная халтура (что тоже иногда случается) похоже на написание песни. И тут очень часто все пляшет от какой-то ключевой фразы, какого-то сравнения и т. д. Очень часто в голову приходит одна-единственная фраза, на которую я потом нанизываю какие-то свои измышления.

- Ваши тексты отличают, в первую очередь, снобизм, а во вторую, - я бы сказал, вековая усталость. Знания преумножают скорбь, а отрецензированные пластинки - печаль?

- Я бы сказал, что по поводу усталости и печали вы заметили совершенно точно. На самом деле, я слушаю музыку уже сорок лет почти, в этом году, может быть, даже в этом месяце можно отмечать юбилей моего меломанства. Первую рок-н-рольную пластинку я услышал во время осенних каникул в 1963 году - я тогда был учеником второго класса. С тех пор я слушаю музыку, которая поступает ко мне в очень больших количествах. Разумеется, усталость от этого имеется. Что касается печали - да, такое ощущение примешивается. Очень немного есть артистов, которые за время своего творческого пути не становятся хуже. Как известно, все, что может портиться, - портится. Все, что не может, - тоже портится. Хотя есть уникальные люди. Есть Дэвид Боуи, есть Леонард Коэн. А насчет снобизма я не согласен. Почему-то вот этот лэйбл... Почему-то все считают, что я - сноб. Во-первых ничего плохого в понятии \"сноб\" я не нахожу...

- А я и не говорю, что вкладываю в это определение негативный смысл - просто констатация факта.

- А во-вторых, я могу сказать абсолютно искренне, что ни малейшего изначального намерения быть снобом у меня нет. У меня никогда нет желания показать людям, что я нахожусь где-то выше, знаю больше, что вкус у меня лучше, и я их откуда-то сверху поучаю. Такого рода мотивация у меня отсутствует на сто процентов. И если я выгляжу снобом и, может быть, ощущаю себя снобом, то это только потому, что вкус мой действительно отличается от общепринятого и ширпотребного. Ну что я могу поделать? Ну на самом деле! Ну не нравится мне, условно говоря...

- Мэрайя Кери.

- Ну я уж не говорю про Мэрайю Кери. Возьмем какую-нибудь более спорную личность, скажем, Мэрлин Мэнсон. Ну скучно мне читать про него. Хотя про то, что он удалил себе нижние ребра, чтобы иметь возможность у себя отсасывать, мне очень понравилось. Вот это лучшее, я считаю, что связано с этим именем.

- Понятие вкуса - штука капризная. Существуют тысячи примеров того, как дурной вкус возводился в ранг высокого искусства и самый разухабистый кич становился уделом снобов.

- Само собой. У меня на самом деле вкус довольно извилистый. Некоторые мои приятели, коллеги и даже друзья, чье мнение я очень уважаю, истово осуждают некоторые мои оценки. Особенно это касалось, я помню, группы \"Любэ\". Я неоднократно хорошо отзывался в их адрес, на что мои друзья сказали, что я сошел с ума, что мне нравятся какие-то \"ментовские прихвостни\" и прочее и прочее. Но я ничего не могу с собой поделать, я ценю \"Любэ\" как очень качественный продукт, притом продукт уникального свойства - у нас нет второй такой группы. И мне это интересно, хотя это - абсолютно не мой пафос, не моя музыка. И это, мне кажется, как раз свидетельствует о том, что не сноб я.

- А по-моему, заявить друзьям: \"А мне нравится \"Любэ\" - это и есть предельная степень снобизма. Программный вопрос, на который вы наверняка уже отвечали и себе и другим. Такие термины, как \"рок\" или \"поп\", имеют право на существование?

- Я считаю, что эта история - уже отсталая. И я не вижу смысла в том, чтобы в этом ковыряться. Точно так, как (я не знаю, как у вас в Украине) у нас в России до сих пор идут жаркие споры вокруг выступления под фанеру. Есть огромное количество народу, в том числе старые мои приятели, у которых выступление под фонограмму (я имею в виду - с живым голосом, конечно) вызывает чувство возмущения и брезгливости. И они периодически впихивают меня в какие-то акции - \"против фанеры\", \"живая музыка\" и т. д. и т. п. Но мне это абсолютно неинтересно, поскольку в современной музыкальной ситуации это уже не важно. Диджей - он выступает под фонограмму или нет? Кто ответит на этот вопрос? Все используют электронику, компьютеры, сэмплы - это тоже своего рода фонограмма, да? Кому сейчас есть до этого дело? Такая же история с \"рок\"- и \"поп\"-музыкой. В 70-е рок, особенно в своих экстремальных проявлениях (таких, как панк или психоделик) - это была музыка, которая противопоставляла себя поп-музыке. Были, условно говоря, Энди Уильямс и Барбара Стрейзанд, а были \"Greatfull Dead\" и \"Sex Pistols\". Тогда противопоставление имело смысл, потому что у рока была своя ярко выраженная идеология - они хотели быть другими, они хотели вовлечь людей в эту религию. Это касалось и музыки, и образа жизни, и социальной позиции. Сейчас этого нет, можно констатировать, что рок-музыка стала частью поп-музыки. И ничего с этим не сделаешь. И та же \"Metallica\", и тот же Мэнсон и \"White Stripes\" - это часть поп-процесса, но проходящая под условным грифом \"рок\". Есть альтернативные направления, которые по-прежнему противопоставляются поп-культуре, но это не обязательно \"рок\". Сейчас самое радикальное - это, наверное, хип-хоп. Более некоммерческой и неприятной для слуха музыки сейчас нет. Хотя, опять же, и это тоже - система сообщающихся сосудов.

- Как вы думаете, компьютеры как воплощение высоких технологий сделали человечество счастливее?

- Я считаю злом компьютерные игры, поскольку они убивают время с максимальной эффективностью. Компьютерные игры должны быть если не запрещены, то по крайней мере, дозированы, как крепкий алкоголь или легкие наркотики. Нелимитированное их употребление - это явное зло.

- А параноидальные мысли в связи с компьютерами вас не посещают? Они ведь контролируют все - от диагноза в больнице до пресловутой \"красной кнопки\".

- Скажу честно, я об этом не думал. Мою личную жизнь компьютеры не контролируют. Но что касается творческого использования компьютеров, я считаю, что это - очень классно, это - очень здорово, это, собственно, единственное, что двигает музыку вперед последние пятнадцать лет. Главное, что дают компьютеры - это даже не какие-то музыкальные новации. Просто с помощью компьютеров делать музыку могут люди, у которых вообще нет никаких музыкальных навыков. Я очень жалею о том, что моя жизнь уже почти прошла, потому что было бы мне сейчас восемнадцать лет, не исключено, что я стал бы музыкантом и, может быть, довольно интересным музыкантом. В свое время я не стал им просто потому, что даже для того, чтобы панк-рок играть, нужно было овладеть инструментом.

- Думаю, освоить какой-нибудь инструмент даже легче, чем разобраться в компьютерной программе вроде \"Ризона\" или \"Кубэйса\".

- Ни фига, ни фига. Играть на живых инструментах - довольно сложно. Я играл в \"Звуках Му\" на гитаре, но это давалось... с некоторым трудом. А с компьютером - выучил какие элементарные фишки, и можно делать удивительные вещи. Это не то, что учить на гитаре аккорды, где, с одной стороны, нужно двигать пальцами (что всегда мне не нравилось), а с другой, даже научившись слегка двигать пальцами, добиваешься очень ограниченного результата. Великий результат получается только, если ты двигаешь этими пальцами...

- В нужной последовательности?

- Двигаешь ими гениально, да? Но это уже из области запредельного. Компьютеры очень сильно понижают планку доступности в плане производства интересной музыки.

- Давайте о вашей преподавательской деятельности. Я думаю, многие музыкальные продюсеры будут отвечать за свои проекты в чистилище. А вы учите монстров производить новых монстров.

- Ты имеешь в виду то, что я преподаю в Государственном университете управления? Я, кстати, еще веду мастер-класс в МГУ на факультете журналистики. Я думаю, что если бы я подошел к этой истории с полной степенью осознания своей ответственности, может быть я и не стал бы этим заниматься. На самом деле, действительно - большой вопрос, что там наделают мои бывшие студенты. С другой стороны, я до некоторой степени оправдываю себя тем, что пусть студенты при этом будут хотя бы грамотными, и какие-то заброшенные мною семена... Хотя, может быть и нет. Я понимаю, что это - не слишком убедительное оправдание. Я об этом думал. Основная причина, по которой я стал этим заниматься - мне просто было интересно попробовать. Я никогда этого раньше не делал и подумал, что это будет, выражаясь молодежным языком, прикольно. Надо сказать, что разочарован я не был, мне понравилось общаться со студенческой молодежью. Скорее всего, я еще год это дело протяну с продюсерами, а потом брошу, наверное.

- Переходим к издательскому бизнесу. После вашего ухода из \"Плэйбоя\" он стал все больше походить на какой-нибудь \"Вог\".

- Технически эта история была очень простой. Много слухов на эту тему ходило. Что я его продал за какие-то деньги или, наоборот, что меня оттуда с позором изгнали. На самом деле все было не так и не эдак. Просто головная американская компания приняла решение перевести журнал \"Плэйбой\" в издательство \"Бурда\". Простое технически-финансовое решение, к которому я не имел никакого отношения. У меня был единственный выбор: или я сохраняю за собой \"Плэйбой\" или остаюсь в своем издательстве \"Independent Media\". Я предпочел остаться в своем издательстве, где моя работа намного разнообразнее и несравненно больше маневр. К тому же от \"Плэйбоя\" я немного устал за шесть лет работы. Так что я даже особо и не корячился, сказал \"Плэйбою\": \"Прощай навек\".

- По-моему, большая потеря.

- Я не жалею об этом абсолютно. Дело в том, что делать коммерчески успешный глянцевый журнал - это работа не барская, это - очень противное дело. На мнение цензуры мне всегда было плевать. Мнение публики мне всегда было интересно, но так же интересно мне было это мнение и провоцировать и переламывать. Но имеется еще один фактор, и это уже - полная тоска. Этот фактор - рекламодатели. Без рекламодателей журналы не живут. А без читателей живут. У нас есть журналы, которые выходят мизерными тиражами, они рассылаются и читателей у них вообще нет. Зато есть реклама и они прекрасно сводят концы с концами. А диктат рекламодателей - это гораздо хуже, чем самое мощное давление со стороны читателей или цензуры. Цензуру можно обойти хитрыми способами. Как человек, проживший большую часть жизни при коммунистической власти в Советском Союзе, я это умею делать очень хорошо. На самом деле это - интересная игра в кошки-мышки, которая в творческом отношении очень стимулирует. С читателем тоже диалектически общаться интересно. А с рекламодателем общения нет, если его что-то не устраивает - все, туши свет. Именно это не позволило мне сделать из \"Плэйбоя\" тот журнал, который я хотел.

- А какой журнал вы хотели из него сделать?

- Я хотел делать примерно такой журнал, каким он был на поротяжении первых двух лет. Достаточно умный, провокационный и сексуальный, но опять же не в таком памелоандерсоновском смысле этого слова. Не кукольно-сексуальный, а реально сексуальный без лишнего силикона. Но делать это было уже попросту невозможно, поскольку нужно было выбирать: или ты делаешь, что хочешь, но остаешься без рекламы, или ты приспосабливаешься и превращаешься в скучного парня.

- Но ведь отказавшись от усилий в \"Плэйбое\", вы не изменили ситуации. И затевая новый журнал, будете играть по тем же правилам.

- Боюсь, что да. Но всякий раз начиная с нуля, питаешь иллюзии, что сможешь сделать как-то похитрее. Мой ближайший проект - музыкальный журнал \"Q\", пилотный номер выходит уже на следующей неделе. И тут я очень надеюсь на то, что в музыкальном журнале у рекламодателя соблазнов меньше. В России, по крайней мере. Западные музыкальные издания очень сильно зависят от рекламодателей, потому что там - это в основном фирмы грамзаписи. И если тебе какая-нибудь \"EMI\" дает на обложке рекламу нового альбома, скажем, \"Coldplay\", то вот х...шки ты в рецензии дашь ему две \"звездочки\" и напишешь, что он - посредственный. В русском же журнале, я надеюсь, рекламодателями будут как обычно - \"самсунги\" и \"панасоники\", а им совершенно по фигу хвалишь ты группу \"Coldplay\" или ругаешь.

- Если бы у вас была абсолютная власть и в вашем распоряжении оказались бы любые репрессивные механизмы - от цензуры до системы телесных наказаний, с чего бы вы начали? И с кого конкретно?

- Если бы у меня была абсолютная власть, в первую очередь я бы расправился с властью теперешней, причем по принципу тактики выжженной земли. Не для того, чтобы свою власть укрепить, а просто я хотел бы поставить власть, ее механизм, скажем так, на службу людям - вот и все. Наша власть - что в России, что в Украине - на 99 процентов работает на свой карман. Это меня, да и всех нас, я уверен, бесит и удручает, но справиться с этим невозможно. Я предлагал когда-то способ навести порядок в России - начисто устранить человеческий фактор из властных структур. Чтобы страна управлялась исключительно компьютерами - ни президентов, ни министров, ни гаишников.



Андрей Зимоглядов
ГАЗЕТА САЛОН
ГАЗЕТА САЛОН
Перепечатка только с прямой ссылкой на Новости кино

[0 сообщений]


Все Новости
- Арми Хаммер бросил Дженнифер Лопес
Голливудский актер Арми Хаммер (Armie Hammer) заявил, что отказался от роли в фильме, в котором его партнершей должна была стать сексапильная Дженнифер Лопес (Jennifer Lopez).

- Новому фильму из вселенной «Звездных войн» нашли сценариста
Издание «Deadline» эксклюзивно сообщило, что написанием истории для нового фильма из фантастической вселенной «Звездных войн» («Star Wars») поручили заняться Майклу Уолдрону (Michael Waldron).

- Молодой актер отважился на режиссерские эксперименты
Актриса Тесса Томпсон (Tessa Thompson) подтвердила давно циркулировавшие в СМИ слухи о том, что её коллега по цеху готовится к своему режиссерскому дебюту. Об этом она заявила в интервью каналу «MTАктриса Тесса Томпсон (Tessa Thompson) подтвердила давно циркулировавшие в СМИ слухи о том, что её коллега по цеху готовится к своему режиссерскому дебюту. Об этом она заявила в интервью каналу «MTV».V».


Все Рецензии
- "Волк с Уолл-Стрит" - смех и грех
Большие деньги – это новые потребности, совершенно другая жизнь и множество пороков (ну это не всегда) и комедийный фильм «Волк с Уолл-стрит» именно про это. Не могу сказать, что картина слишком легко смотрится, зато она дает над чем поразмыслить.

- "47 ронинов" - провал Киану Ривса
Январь 2014 года предвещал для многих ценитель искусства и поклонников Киану Ривса появление нового увлекательного фильма, основанного на реальных событиях. Однако, какого же было удивление после просмотра. Честно сказать, данный фильм вызвал смешанные чувства.

- "Невероятная жизнь Уолтера Митти" - фильм для поиска нового смысла жизни
Российский зритель давно привык к тому, что Бен Стиллер смешит его, чуть ли не каждым своим фильмом. Пожалуй, это единственный комедиант, которому несмотря ни на что удается создать по-настоящему интересную комедию со смыслом.


Все Статьи
- Вин Дизель ведет съемки нового сериала про покер
Примерно с середины прошлого столетия, голливудские продюсеры регулярно разжевывают в своих фильмах такую тему как покер, и были сняты немало фильмов на эту тему.

- Фон Триер отказался от интервью
Скандальный режиссер Ларс фон Триер (Lars von Trier) отказался от публичных интервью.

- Секс в большом городе
Я оставлю в прошлом зависть и злость. Я распрощаюсь с унынием. Я стану каждое утро обливаться холодной водой и выполнять приседания...



Перепечатка любых материалов без письменного разрешения редакции запрещена!
Сайт Zaneslo.ru не несет ответственности за содержание рекламных объявлений и баннеров.
последние новости США

Лицензионное соглашение 2021 © Все права защищены